среда, 22 апреля 2009 г.
Мотивация и коммуникация! Управление персоналом и управление собой!
Человека нельзя ничему научить. Можно только помочь ему открыть это в нем самом.
Галилео Галилей
Выдержка из статьи Дмитрия Любушкина "Эзотерическая мотивация".
Автор затрагивает вопрос развития самомотивации в компании. Статья представляет собой сжатое практическое руководство и ориентирована на руководителей, уже знакомых с проблематикой. Причем, прежде всего на тех, кто готов преодолеть предвзятость личного опыта и взглянуть на проблему в несколько неожиданном ракурсе.
Внутреннее горение
Духовно-религиозные течения с давних времен выполняют свою функцию исследования и применения того, что принято считать иррациональным. В частности, древнеиндийская традиция содержит много школ и направлений, которые имеют общие корни. Отдельные направления сосредоточены на разных частях общего духовного знания. Эта специализация в сочетании с разнообразием позволяет получить одновременно широкую и детализированную картину.
Первое, что необходимо для нашего рассмотрения, — это термин, наиболее соответствующий европейскому пониманию мотивации. Наиболее близкий термин — Тапас. Тапас означает внутреннее горение, устремленность к чему-то. Главным объектом устремленности является Абсолютное Божество. Но традиция допускает здесь самые различные вариации. Для наших целей лучшим объектом будет та работа, которую выполняет сотрудник.
Тапас, является мощнейшим средством, которое делает человека способным к самоотдаче. Традиция говорит, что это средство настолько сильно, что способно существенно изменить человека. Этот вопрос очень часто поднимается менеджерами: способен ли человек измениться? Традиция отвечает на этот вопрос положительно: человек может измениться; всё зависит от интенсивности устремления.
Как зажечь это внутреннее пламя Тапаса? Или на нашем языке: как мотивировать сотрудника? Традиция утверждает, что сделать этого мы не можем. Только сам человек способен себя мотивировать. Конечно, можно помочь в этом, но только с согласия и желания самого человека. Дальше мы вернемся к этому вопросу. Здесь стоит упомянуть те случаи в российских компаниях, когда мотивация начинает восприниматься как «зомбирование», как посягательство на личность. И вместо того, чтобы получить согласие и желание на мотивацию, результат получается обратным.
Перефразируем предыдущий вопрос: как человек может мотивировать себя? Для этого в древнеиндийской практике существуют специальные методы, которые для удобства разбиты на три группы: Джнана-йога или путь знания, Бхакти-йога или путь любви, Карма-йога или путь самоотверженного действия. Переводя на привычный нам язык можно сказать, что ключами к самомотивации являются: интерес к работе, любовь к работе, преданность работе. И вот здесь мы вплотную приближаемся к самой сути вопроса.
Три ключа к мотивации
Может показаться, что мы столкнулись с очевидными истинами. Традиция утверждает, что все это знание уже есть в человеке. Скептически настроенный читатель скажет, что это идеализированная и далекая от практики картинка. Но трудно вообразить себе мотивированного сотрудника, который не имеет интереса, любви или преданности своей работе. Конечно, человек может быть мотивирован страхом потерять работу, необходимостью зарабатывать на жизнь, бонусами, личными амбициями. Следует заметить, что во всех этих случаях человек мотивирован не собственно своими обязанностями, а чем-то другим. Многие сотрудники постоянно ищут возможность не потерять работу, заработать на жизнь и удовлетворить свои амбиции, совершая минимум усилий. И, если в таких условиях, будет возможность симулировать, то она обязательно будет использована.
Путь знания (Джнана-йога) выбирает для мотивации интерес. Сосредоточение становится средством пробуждения интереса. Иногда говорят, что интерес, это только обратная сторона сосредоточения. Объектом сосредоточения для наших целей становится работа. Современный образованный человек часто выбирает интерес как единственно значимый мотиватор и отбрасывает «сентиментальную любовь» и «оскорбительную преданность».
Путь любви (Бхакти-йога) выбирает любовь для самомотивации. Традиция говорит, что настоящая любовь не требует ничего взамен. Хороший пример для этого — любовь матери к своему ребенку. В тоже время любовь — это не слепая идеализация объекта любви и не страстное чувство, ненадежное и временное. Также любовь это не ощущение притягательной привлекательности, обратной стороной, которой является ненависть. Любовь, в своем высшем проявлении — это самоподдерживающаяся и вдохновляющая эмоция, которая не зависит от внешних обстоятельств. Чаще о любви к своей работе и сотрудникам говорят женщины-руководители. Здесь женщины имеют преимущество перед мужчинами в силу эмоциональной раскрепощенности и чувствительности.
Путь самоотверженного действия (Карма-йога) основным своим средством использует преданность в работе. Это преданность, в которой человек приносит часть себя в «жертву» делу. Эта «жертва»- добровольная самоотдача, а не насильственное самопринуждение. Легче всего понять это, вспомнив энтузиазм, переполняющий людей во время социалистических строек. Люди добровольно ехали на БАМ, на «Целину», испытывая переполняющую их силу самоотдачи. К сожалению, сегодня не модно об этом говорить, и СМИ воспитали в нас стойкую антипатию к этому. Но и сейчас, преданность делу встречается среди сотрудников рабочих специальностей.
Как проницательный читатель мог заметить, разделение на интерес, любовь к работе и преданность делу — только условное. В действительности, самомотивированный сотрудник движим смешением этих мотиваторов. Для эффективности традиция рекомендует сочетать эти методы. Правильное сочетание зависит от индивидуальных психологических особенностей. Использование одного из этих трех методов неминуемо открывает новые возможности для применения других.
Адрес статьи
Галилео Галилей
Выдержка из статьи Дмитрия Любушкина "Эзотерическая мотивация".
Автор затрагивает вопрос развития самомотивации в компании. Статья представляет собой сжатое практическое руководство и ориентирована на руководителей, уже знакомых с проблематикой. Причем, прежде всего на тех, кто готов преодолеть предвзятость личного опыта и взглянуть на проблему в несколько неожиданном ракурсе.
Внутреннее горение
Духовно-религиозные течения с давних времен выполняют свою функцию исследования и применения того, что принято считать иррациональным. В частности, древнеиндийская традиция содержит много школ и направлений, которые имеют общие корни. Отдельные направления сосредоточены на разных частях общего духовного знания. Эта специализация в сочетании с разнообразием позволяет получить одновременно широкую и детализированную картину.
Первое, что необходимо для нашего рассмотрения, — это термин, наиболее соответствующий европейскому пониманию мотивации. Наиболее близкий термин — Тапас. Тапас означает внутреннее горение, устремленность к чему-то. Главным объектом устремленности является Абсолютное Божество. Но традиция допускает здесь самые различные вариации. Для наших целей лучшим объектом будет та работа, которую выполняет сотрудник.
Тапас, является мощнейшим средством, которое делает человека способным к самоотдаче. Традиция говорит, что это средство настолько сильно, что способно существенно изменить человека. Этот вопрос очень часто поднимается менеджерами: способен ли человек измениться? Традиция отвечает на этот вопрос положительно: человек может измениться; всё зависит от интенсивности устремления.
Как зажечь это внутреннее пламя Тапаса? Или на нашем языке: как мотивировать сотрудника? Традиция утверждает, что сделать этого мы не можем. Только сам человек способен себя мотивировать. Конечно, можно помочь в этом, но только с согласия и желания самого человека. Дальше мы вернемся к этому вопросу. Здесь стоит упомянуть те случаи в российских компаниях, когда мотивация начинает восприниматься как «зомбирование», как посягательство на личность. И вместо того, чтобы получить согласие и желание на мотивацию, результат получается обратным.
Перефразируем предыдущий вопрос: как человек может мотивировать себя? Для этого в древнеиндийской практике существуют специальные методы, которые для удобства разбиты на три группы: Джнана-йога или путь знания, Бхакти-йога или путь любви, Карма-йога или путь самоотверженного действия. Переводя на привычный нам язык можно сказать, что ключами к самомотивации являются: интерес к работе, любовь к работе, преданность работе. И вот здесь мы вплотную приближаемся к самой сути вопроса.
Три ключа к мотивации
Может показаться, что мы столкнулись с очевидными истинами. Традиция утверждает, что все это знание уже есть в человеке. Скептически настроенный читатель скажет, что это идеализированная и далекая от практики картинка. Но трудно вообразить себе мотивированного сотрудника, который не имеет интереса, любви или преданности своей работе. Конечно, человек может быть мотивирован страхом потерять работу, необходимостью зарабатывать на жизнь, бонусами, личными амбициями. Следует заметить, что во всех этих случаях человек мотивирован не собственно своими обязанностями, а чем-то другим. Многие сотрудники постоянно ищут возможность не потерять работу, заработать на жизнь и удовлетворить свои амбиции, совершая минимум усилий. И, если в таких условиях, будет возможность симулировать, то она обязательно будет использована.
Путь знания (Джнана-йога) выбирает для мотивации интерес. Сосредоточение становится средством пробуждения интереса. Иногда говорят, что интерес, это только обратная сторона сосредоточения. Объектом сосредоточения для наших целей становится работа. Современный образованный человек часто выбирает интерес как единственно значимый мотиватор и отбрасывает «сентиментальную любовь» и «оскорбительную преданность».
Путь любви (Бхакти-йога) выбирает любовь для самомотивации. Традиция говорит, что настоящая любовь не требует ничего взамен. Хороший пример для этого — любовь матери к своему ребенку. В тоже время любовь — это не слепая идеализация объекта любви и не страстное чувство, ненадежное и временное. Также любовь это не ощущение притягательной привлекательности, обратной стороной, которой является ненависть. Любовь, в своем высшем проявлении — это самоподдерживающаяся и вдохновляющая эмоция, которая не зависит от внешних обстоятельств. Чаще о любви к своей работе и сотрудникам говорят женщины-руководители. Здесь женщины имеют преимущество перед мужчинами в силу эмоциональной раскрепощенности и чувствительности.
Путь самоотверженного действия (Карма-йога) основным своим средством использует преданность в работе. Это преданность, в которой человек приносит часть себя в «жертву» делу. Эта «жертва»- добровольная самоотдача, а не насильственное самопринуждение. Легче всего понять это, вспомнив энтузиазм, переполняющий людей во время социалистических строек. Люди добровольно ехали на БАМ, на «Целину», испытывая переполняющую их силу самоотдачи. К сожалению, сегодня не модно об этом говорить, и СМИ воспитали в нас стойкую антипатию к этому. Но и сейчас, преданность делу встречается среди сотрудников рабочих специальностей.
Как проницательный читатель мог заметить, разделение на интерес, любовь к работе и преданность делу — только условное. В действительности, самомотивированный сотрудник движим смешением этих мотиваторов. Для эффективности традиция рекомендует сочетать эти методы. Правильное сочетание зависит от индивидуальных психологических особенностей. Использование одного из этих трех методов неминуемо открывает новые возможности для применения других.
Адрес статьи
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий